О неокатарсическом воздействии музыки на сознание человека (на примере сочинений Г. Уствольской)
Аннотация
В статье в контексте проблемы катарсического воздействия искусства анализируется образно-смысловое содержание сочинений Г. Уствольской (Композиция № 1, Соната № 6, Симфонии № 2, № 4). Отмечаются факторы, которые проблематизируют эффект катарсиса. В процессе интерпретации в аспекте бинарности и в аксиологическом ключе духовного реализма сочинений Г. Уствольской показывается, что их содержание апеллирует к рефлексивному восприятию, побуждает к экзистенциальной рефлексии. Это обусловливает возможность эффекта неокатарсиса, то есть, катарсиса, воздействующего на сознание и побуждающего к гармонизации отношений с миром. Данное наблюдение подтверждается вербально выраженной рефлексией музыкантов и музыковедов. Отмечается, что предпосылки к неокатарсическому воздействию прослеживаются на уровне внутритекстового смыслообразования, связанного с «логикой преображения» негативной образности. Вывод: музыка Г. Уствольской, при условии рефлексивного восприятия и слышимая в аксиологическом ключе духовного реализма, способна дать опыт этического неокатарсиса, катарсиса, оздоровляющего сознание человека.
Ключевые слова: музыка Г. Уствольской, катарсис, неокатарсическое воздействие, бинарность, негативная и позитивная образность, рефлексия, смысловосприятие.