Нейроразнообразие как парадигма и как контркультура
Аннотация
Сегодня набирают популярность идеи нейроразнообразия, которые можно рассматривать на разных уровнях анализа. Во-первых, это исходная идея о том, что особенности устройства мозга индивида влияют на особенности его мышления и поведения.
Во-вторых, это парадигма нейроразнообразия, сторонники которой считают, что многие психиатрические диагнозы социально сконструированы. При этом нейроотличный мозг рассматривается не как патология, а как особенность, которая вызывает проблемы только из-за жестокости и неприспособленности мира нейротипичных. Особенно широко эта парадигма принимается лицами с РАС. Исследователи отмечают логические противоречия в парадигме. Она представляет собой социокультурный конструкт, востребованный современным обществом и массовой культурой. Движения против угнетения распространяются на все более широкие контексты. Медийный образ лиц с РАС связан с востребованностью черт индивидуализма, специфичности, отличности и внесистемности в современном обществе. Вследствие этого медиа создают романтизированный образ аутиста, что приводит к популярности парадигмы нейроразнообразия.
Наконец, активные сторонники парадигмы нейроразнообразия – это особая культура, которая имеет особый язык, символику, идентичность, ценности, коммуникативные предпочтения и пр. Анализируя черты и проявления этого объединения, автор приходит к выводу, что культура нейроразнообразия противостоит доминирующей. Наблюдается парадокс: парадигма нейроразнообразия скорее созвучна трендам современности, а культура нейроразнооразия выступает как контркультура.
Ключевые слова: аутизм, нейроразнообразие, нейротипичность, аутистическая культура, антипсихиатрия, контркультура, индивидуализация, идентичность, эйблизм, постмодернизм
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-00925)
DOI 10.25205/2658-4506-2020-13-1-92-104