Фактор родителей в развитии детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Обзор посвящен описанию специфической роли родителей в развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Выделены основные направления современных исследований в этой области. Рассмотрены взаимосвязи привязанности и компонентов социального развития у детей с РАС с такими качествами родителей как сенситивность, отзывчивость, проницательность, синхронность во взаимодействии. Описаны особенности взаимосвязей эмоциональной регуляции родителей и ребенка, совместная эмоциональная регуляция родителя как важный фактор развития ребенка с РАС. Проанализированы факторы родительского стресса и его возможное влияние на развитие детей. Приведены представления о расширенном фенотипе аутизма как о возможной причине некоторых особенностей родителей детей с РАС и его влиянии на детей. Сделано заключение о перспективных направлениях исследований рассматриваемой области и их практическом значении.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра (РАС), родители детей с РАС, привязанность, эмоциональная регуляция, родительский стресс, расширенный фенотип РАС.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №18-013-00925)
DOI: 10.25205/2658-4506-2019-12-2-106-128