Взаимосвязь детско-родительских отношений, социальной и школьной дезадаптации и суицидальных рисков подростков
Ключевые слова:
суицидальное поведение, формы суицидального поведения, модель развития суицидального поведения, группа «суицидального риска», семейные факторы, социальная и школьная дезадаптация.Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи между наличием суицидальных мыслей у подростков и характеристиками детско-родительских отношений (установками, поведением и методами воспитания матерей в восприятии подростков; положением подростка в системе межличностных отношений и характером коммуникаций в семье), а также социальной и школьной дезадаптацией. В исследовании приняли участие 60 учащихся 9-х классов 13-15 лет (30 мальчиков и 30 девочек, средний возраст 14±0,6 лет) лицея №7 г. Чулым Новосибирской области. Для проведения психодиагностического исследования были выбраны следующие методики: опросник детской депрессии М. Ковач (1992) (Child's depression inventory (CDI), M. Kovacs, 1992), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» в адаптации Э. Матейчика и П. Ржичана (1983), проективный тест «Семейная социограмма» Юстицкиса и Э.Г. Эйдемиллера (1999), опросник "Сильные стороны и трудности (ССТ)" (Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ), форма для подростков (Goodman, 2001). Для сбора информации о составе семьи, опыте употребления психоактивных веществ и наличии суицидальных мыслей проводилось также анкетирование. В результате проведенного исследования было выявлено, что социальная и школьная дезадаптация, сопровождающаяся проявлениями тревожно-депрессивных черт, еще не свидетельствует о наличии суицидальных тенденций у подростков. Анализ взаимосвязей между семейными факторами и суицидальным поведением у подростков показал, что оценка подростками воспитательных стратегий матерей как директивных, чрезмерно контролирующих, положительно связана с наличием у подростков суицидальных мыслей. Также мы можем сказать, что эгоцентрическая сосредоточенность подростков на своих переживаниях, ощущение изолированности и отсутствие близости в семейных отношениях являются важными составляющими суицидальных рисков у подростков.
Ключевые слова: суицидальное поведение, формы суицидального поведения, модель развития суицидального поведения, группа «суицидального риска», семейные факторы, социальная и школьная дезадаптация.