Состояние семьи и эмоциональное выгорание родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Авторы

  • Ольга Николаевна Первушина Новосибирский государственный университет
  • Оксана Владимировна Киселёва Новосибирский государственный университет
  • Татьяна Анатольевна Мурашова Новосибирский государственный университет

Аннотация

Анализируется семейная система как важный фактор и ресурс развития в организации помощи ребенку с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приводятся результаты эмпирического исследования родительского выгорания и переживания семейной ситуации во взаимосвязи с характером семейных коммуникаций у матерей и отцов детей с РАС. На выборке из 47 родителей в возрасте от 27 до 54 лет (20 отцов и 27 матерей; средний возраст отцов 39,5 ± 6,1, средний возраст матерей 37,7 ± 6,2), воспитывающих детей с РАС, был проведен сбор материала с использованием авторской анкеты, опросника «Родительское выгорание», методики «Типовое семейное состояние» и проективной методики «Семейная социограмма». Результаты проведенного исследования показали более высокий уровень эмоционального истощения в группе матерей. Симбиотические, тесные пересекающиеся отношения в исследуемых семьях, служащие некоторой поддержкой и опорой в сложившейся ситуации, сопровождаются снижением у родителей показателей нервнопсихического напряжения, в то время как дистанцирование в семейных отношениях, напротив, сопровождается ростом нервно-психического напряжения. Также выявлено, что сохранение супружеских отношений сопровождается принятием себя в качестве родителя, адекватно исполняющего свои родительские функции.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, родительское выгорание, переживание семейной ситуации, эмоциональное истощение, коммуникации в семье, симбиотические связи, дистанцирование

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-00925)

DOI 10.25205/2658-4506-2020-13-1-32-48

Загрузки

Опубликован

2020-12-20

Выпуск

Раздел

Психологические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>