Особенности восприятия стрессовых факторов и совладания с ними у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Ключевые слова:
Ключевые слова: состояние скуки, склонность к скуке, Многофакторный опросник состояния скуки, психодиагностика, конфирматорный факторный анализ.Аннотация
У матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, исследовались особенности субъективной оценки уровня стресса, взаимосвязь ее с тревожностью, особенности совладающего со стрессом поведения и регуляции эмоций. В исследовании участвовали две группы матерей детей с РАС, включающие 13 и 27 человек, и две группы матерей, воспитывающих условно здоровых детей (12 и 26 человек). Показано, что матери, воспитывающие детей с РАС, склонны оценивать стрессогенность событий жизни выше, чем матери, воспитывающие условно здоровых детей. Повышение субъективной оценки стресса для них прямо связано с увеличением тревожности в целом и ее компонентов. Матери детей с РАС с формирующимся/сформированным синдромом эмоционального выгорания в большей степени, чем матери без отсутствия признаков эмоционального выгорания, склонны прибегать к стратегиям избегания стрессовых ситуаций (антиципирующее избегание, избегание внутри ситуации, уход в когнитивный анализ, уход от социальных взаимодействий).
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, матери детей с РАС, родительский стресс, эмоциональное выгорание, совладающее поведение, эмоциональная регуляция.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00925